Дошкольное образование в Германии
Дошкольное воспитание в Германии имеет более чем 200-летнюю традицию
Его возникновение связывают с появлением гражданской концепции семьи во второй половине ХVIII века. Ядро концепции—стимулирование внутрисемейного климата, поддержание тёплых отношений прежде всего между матерью и ребёнком. «Семья», «детство», «мать», «отец» находились в центре этой концепции.
По мере развития промышленности в Германии и увеличивающейся занятости родителей на производстве, начиная с ХIХ века, открываются первые детские сады для детей младшего возраста.
Их основная задача—присмотр за детьми, пока их родители заняты на работе. О педагогической поддержке детей речь пока не велась. Для буржуазии открывались специальные учреждения по подготовке их детей младшего возраста к школе.
Открытые в 1840 году по инициативе немецкого педагога Ф.Фрёбеля (1782-1852) первые воспитательные учреждения для детей младшего возраста стали называться детскими садами. Концепция о педагогических основах игровой деятельности с детьми в таких садах рассматривалась им вначале как модель для матерей и не предполагала создания специального детского сада.
Однако вскоре его идеи гармонии духа и тела, свободы и самодеятельности малышей оказались столь привлекательными, что на протяжении ХIХ века появились детские сады как в самой Германии, так и за ее пределами. Субъектами их создания изначально стали церкви и общественные коммунальные учреждения, общины, объединения, благотворительные организации.
В 1933 году развитие детских садов приостановилось.
Во времена Третьего Рейха на смену различным благотворительным организациям, под патронажем которых находились многочисленные детские сады, пришли так называемые «народные благотворительные организации» национал-социалистов А.Гитлера. Из-за женской безработицы закрылись многие детские сады.
После окончания Второй мировой войны дошкольное воспитание в ФРГ и ГДР пошло по разным направлениям.
ФРГ продолжила традиции дошкольного воспитания, существовавшие в период Веймарской Республики (1922—1933). К примеру, принятый в 1952 году закон о молодёжной благотворительности полностью совпал с аналогичным законом 1922 года.
В законе о детях и молодёжи в 1990 году было сохранено положение о том, что субъектами, отвечающими за деятельность детских садов, остаются церковные, общественные и другие благотворительные организации.
Проблемы дошкольного образования всегда оставались приоритетными для общественности ФРГ.
Так, в 60-е годы, одновременно с началом школьной реформы, в стране прошла дискуссия о важности дошкольного воспитания в подготовке детей младшего возраста к школе, подробно обсуждались компенсаторские возможности воспитания в детском саду, особенно для детей из социально неблагополучных семей.
Тем более, что и за пределами Германии в этот период проходила дискуссия о возможном начале школьного обучения детей с 5 лет. Но все это осталось на уровне дискуссий, хотя детские сады получили в ФРГ значительный импульс в динамике своего развития. К примеру, если в 1960 году места в детских садах гарантировались только для 30 % детей от 3 до 6 лет, то в 1994 году (после объединения Германии)—уже для 70 %. Сразу же оговоримся, что такое увеличение мест в детских садах стало следствием присоединения тех детских учреждений, которые имелись в бывшей ГДР. Здесь степень обеспеченности яслями и детсадами увеличилась с 20,5% в 1950 году до 94% в 1988 году. Расходы по их содержанию государство, в основном, брало на себя.
В соответствии с законом о детях и молодёжи, принятым 26.06.1990г., на всю территорию Германии после её объединения распространилось правовое регулирование деятельности детских яслей и садов. На основании этого закона все земли ФРГ издали свои собственные, впоследствии вновь уточнённые на базе закона о помощи детям и молодёжи, принятого от 27.07.1992 г.
К дошкольной области в ФРГ относятся все детские учреждения для детей младшего возраста, находящиеся в компетенции деятельности любых общественных институтов, принимающих детей с трёх до шести лет (до поступления в школу).
Дети до трёх лет могут посещать детские ясли или разновозрастные (смешанные) группы (altersgemischte Gruppe) в детских садах от трёх до шести лет. В некоторых землях (главным образом, новых) создана, а точнее, сохранена (ещё со времён ГДР) возможность отдавать детей в детские сады с четырёх месяцев. По вышеназванному закону дети воспитываются в группах. Воспитателем группы назначается лицо с высшим педагогическим образованием, а помощник воспитателя—няня—со средним или начальным педагогическим образованием.
В соответствии с законом о помощи детям и молодёжи от 1996 года перед учреждениями дошкольного воспитания ФРГ поставлена задача развивать у детей самостоятельность, ответственность перед обществом, обслуживать, образовывать и воспитывать их. Дошкольное учреждение должно компенсировать недостатки семейного воспитания, предоставлять детям наилучшие условия для их развития. Благодаря играм и другим занятиям с детьми они вводятся в мир групповой деятельности в целях подготовки к обучению в школе.
Для образования детей, в интересах их подготовки к школе в старших группах определяются необходимые предметы для обучения в виде уроков на неделю. Для развития детей трёх-шести лет предусматриваются различные виды деятельности по стимулированию их нравственных и физических качеств, эмоций и социальных переживаний, самостоятельности, для привыкания к режиму дня, привития основных правил гигиены.
Немецкие педагоги, руководствуясь соображениями профессиональной свободы, исходя из собственной мировоззренческой, духовной, религиозной и педагогической направленности, организуют работу с детьми и их родителями.
В последнее время в дошкольном воспитании Германии многое делается для совершенствования программно-методического обеспечения.
Здесь центральной является задача ситуативно-обусловленного социального обучения. Ставится важнейшая цель: сделать детей способными к автономным, компетентным действиям, особенно в важнейших для них жизненных ситуациях. Это не исключает регулярные наблюдения педагогов за развитием детей, встречи с их родителями. Игровые занятия остаются основным методом работы с детьми младшего возраста. Кроме федеральной педагогической концепции воспитания дошкольников, в Германии имеют место вальдорфские и монтессоровские детские сады, работающие на основе собственных концепций и методов.
В детских дошкольных учреждениях Германии не предусматривается выставление оценок за выполнение детьми различных заданий. Все проблемы развития детей решаются с родителями и с самими детьми в группах.
Для подготовки пятилетних детей к школе, по желанию родителей, в некоторых землях открываются подготовительные классы (Vorklassen). Занятия в них проводятся в виде игр, на добровольной основе и не дублируют программу первого учебного года в начальной школе.
Детские сады при школах принимают детей, достигших шести лет, но не готовых по тем или иным причинам посещать школу.
Подготовительные классы с пятилетками организационно связаны с начальной школой. Цель работы детского сада с шестилетками при школе в том, чтобы создать предпосылки для здорового, нормального развития сознания, воли, чувств своих воспитанников. Эта цель достигается благодаря индивидуальной работе по стимулированию способностей, физическому воспитанию, пробуждению и развитию произвольного внимания таких детей.
Особое значение придаётся в контексте рассматриваемой проблемы обучению детей с физическими и умственными особенностями. Дети с особенностями в развитии посещают так называемые поддерживающие детские сады (Förderkindergärten). В интегративные детские сады (integrative Kindergärten) принимают детей здоровых и с отклонениями от нормы.
В качестве альтернативных структур дошкольного образования в Германии можно назвать частные формы, когда возможно воспитание детей (от одного до нескольких человек) в отдельных частных квартирах на дому.
Таким образом, приоритетным направлением дошкольного воспитания в Германии остаётся свобода субъектов, в ведении которых находятся детские дошкольные учреждения. В их основе — принципы гуманизма, единства национального и общечеловеческого, педагогической свободы воспитателей.
При этом в будущей трансформации дошкольного воспитания Германии важнейшими тенденциями по-прежнему остаются воспитательная ситуация, цель воспитания и воспитательный процесс.
М. Арсеньева
vscolu.ru
Дошкольное образование в Германии. Подготовка к школе в Германии.
Красивая мысль о том, что «дети – это цветы жизни» была высказана Максимом Горьким ещё в начале XX века и сегодня знакома каждому русскому человеку. Однако в практическом смысле идея о саде детей возникла ещё раньше, причём не как метафора, а как вполне реальное предприятие. Так, в 1840 году немецкий педагог Фридрих Фрёбель впервые в мире открыл заведение для детей дошкольного возраста, назвав его Kindergarten или по-нашему «детский сад».
Дошкольное образование по методу Фрёбеля
Уже в XIX веке мысль о дошкольном образовании стала очень популярна, поэтому после открытия первого такого учреждения в Германии, детские сады начали быстро распространяться по всему миру. Фридрих Фрёбель, их родоначальник, разработал также одну из первых учебных и воспитательных систем для малышей. Его главная идея была в том, что все дети талантливы и уникальны, но способности каждого ребёнка проявляется по-разному и направлены на разные виды деятельности. Потому нельзя программировать детей на занятия одним и тем же делом, к каждому ребёнку должен быть индивидуальный подход.
Особенности дошкольного образования в Германии
На сегодняшний день дошкольные учреждения в Германии невероятно разнообразны, они направлены на разные категории детей, придерживаются разных методик обучения и воспитания. Однако метод Фрёбеля всё равно стоит в основе учебной программы каждого детского садика Германии, что их всех очень сближает. Дети занимаются тем, что им интересно и чего они сами хотят. Это не значит, что в немецких детсадах отсутствует порядок. Воспитатели следят за поведением дошколят, подталкивают их к участию в разных играх, стараются развивать их кругозор, но приоритетное значение отдаётся личным способностям ребёнка, его интересам и предпочтениям.
Укороченный график работ – ещё один сближающий фактор для дошкольных заведений Германии. Детские сады и ясли могут работать в первую смену (с 7:00 до 12:00), во вторую (с 13:00 до 16:00) или в течение всего дня. Однако даже в садиках полного цикла родители должны забирать своего ребёнка на обед, так как полноценное питание они не предоставляют.
Виды дошкольных заведений в Германии
На сегодняшний день ясли и детские сады не входят в общую систему учебных заведений в Германии. Именно поэтому чаще всего они принадлежат либо частным лицам, либо общественным организациям и лишь в редких случаях муниципалитету. Так как дошкольное образование в Германии необязательно и на государственном уровне оно практически не контролируется, времяпровождение детей в детсадах зависит от вида школы и от воспитателей, которые там работают.
Заведения для дошкольников действительно отличаются большим разнообразием. Во-первых, они делятся по методике преподавания: система Монтессори, Вальдорфская педагогика, педагогика Фрейнет и т.п. Широкое распространение получают интернациональные детсады, которые бывают, в том числе, и русско-немецкого типа. Воспитатели в них являются носителями обоих языков, что помогает детям совершенствовать немецкий язык и не забывать родной.
Большой популярностью пользуются лесные детские сады. На сегодняшний день в Германии их около 1500. Почти всё время дети проводят на воздухе. Воспитатели учат их бережному отношению к растениям и животным, рассказывают об окружающем мире, устраивают походы, помогают исследовать местную природу. Дети строят шалаши и убежища, играют в ролевые игры, используя в процессе не фабричные игрушки, а природные – шишки, листья, палочки, глину.
Ясли в Германии
В ясли отдают малышей с двух месяцев до трёх лет. Воспитатели ухаживают за детишками, играют с ними, приучают к горшку, развивают моторные, двигательные и речевые навыки.
Детские сады в Германии
Дети посещают детские сады с трёх до шести лет. В функции немецких детсадов не входит задача подготовить ребёнка к школе, поэтому учебные занятия в них не проводятся. Воспитатели уверены, что основные навыки, необходимые человеку в жизни (чтение, письмо, знания об окружающем мире), дети должны получать в более старшем возрасте, малышам же необходимо прививать коммуникабельность, любознательность, терпеливое отношение к окружающим, эмпатию, уважение норм и правил, а также умение выражать своё мнение.
Подготовительные школы в детских садах Германии
При некоторых детсадах действуют особые классы, которые готовят ребёнка к начальной школе. Дети начинают посещать их с пяти лет. В течение года они получают все необходимые знания и навыки, которые потребуются во время поступления в школу.
Школьные детские сады в Германии
Ещё одним вариантом подготовки ребёнка к школе являются детсады при начальных школах. Они также как и подготовительные классы готовят ребёнка к вступительным экзаменам, но чаще всего ориентированы на собственные требования поступления. Именно поэтому маленькие студенты в большинстве случаев впоследствии идут в ту школу, в которой проходил подготовку.
Стоимость дошкольных учреждений в Германии
В Германии широко действует система льгот и скидок, которые направлены на многодетных или малообеспеченных семей, эмигрантов, детей с особенностями в развитии и т.д. На стоимость дошкольных учреждений влияют также их место расположения и тип. С учётом всех факторов месячное посещение яслей или садика может обойтись от 50 до 700 евро.
Дошкольное образование в Германии с Allterra Education
Заведения для дошколят в Германии очень популярны, но, к сожалению, находятся в дефиците. Некоторые родители записываются в ясли или детский сад, когда ребёнок ещё даже не родился, потому что в очередях приходится стоять по несколько лет. Специалисты Allterra Education помогут найти идеальный детсад для вашего ребёнка, а процесс зачисления сделать менее утомительным. Подробнее о дошкольном образовании в Германии вы можете узнать на бесплатной консультации.
-
в Москве: +7 (495) 510-6445
-
в Санкт-Петербурге: +7 (812) 313-6445
-
в других городах России: +7 (800) 700-6435
allterra.ru
Система дошкольного образования в Германии
Поиск ЛекцийРоссийский государственный педагогический университет
Им. А. И. Герцена
Институт педагогики и психологии
Дисциплина «Сравнительная педагогика»
«Характеристика системы дошкольного образования в Германии и России»
Реферат
Выполнила
Студентка- 4 курса образовательной
программы бакалавриата «Психолого-педагогическое образование»
Цветаева Виктория Александровна
Преподаватель
д.п.н., профессор
Пискунова Е.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………2
1. Система дошкольного образования в Германии…………………………3
2. Система дошкольного образования в России…………………………….6
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11
Введение
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена объективным интересом к переменам, происходящим во всем мире и приводящим к неизбежной модернизации системы образования. К важнейшим тенденциям современности необходимо отнести демократизацию образовательных систем, открытость образования, преемственность образовательных ступеней, поиск компромисса между жесткой централизацией образования и автономией в сфере управления, расширение автономии образовательных организаций.
Вышеперечисленные изменения коснулись и системы дошкольного образования, что наиболее интересно проследить на примере таких стран, как Россия и Германия. Если для нашей страны на протяжении длительного периода времени был характерен унифицированный подход к организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста, регламентированный единой программой, то о немецкой системе дошкольного образования этого сказать нельзя. Прежде всего, потому, что необходимо вести речь об искусственном ее разделении на отдельные государства ФРГ и ГДР: в первой стане не было единых законов, касающихся дошкольного воспитания, во второй обучение и воспитание дошкольников во многом осуществлялось по модели, распространенной в СССР.
Таким образом, цель настоящей работы – представить характеристику системы дошкольного образования стран Германии и России.
Для достижения цели предполагается проанализировать следующие источники: учебники и учебные пособия, написанные Ф.Н. Апиш, Х.М. Дауровой, В.А. Зебзеевой, Л.А. Парамоновой, Е.Ю. Протасовой, Н.В. Сазоновой; публикации в реферируемых журналах, авторами которых являются А.Н. Веракса, И.Е. Крапоткина, Т.Д. Шапошникова.
Структура. Настоящая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, включающего 15 источников.
Система дошкольного образования в Германии
Ознакомление с содержанием учебной литературы по теме настоящей работы позволило установить, что в настоящее время в Германии распространены две модели дошкольных учреждений: 1) свободная; 2) открытая. Об этом говорится в учебном пособии «Дошкольное и начальное образование за рубежом», написанном Л.А. Парамоновой и Е.Ю. Протасовой [12]. В основе первой модели находятся принципы, разработанные австрийским педагогом, философом и социальным реформатором Р. Штейнером. Это вальдорфская педагогика. В основе второй отражены идеи итальянского педагога, врача и философа М. Монтессори.
У преимущественного количества детских садов, а это 70%, есть учредители, к числу которых, согласно учебному пособию Х.М. Даурова «Система дошкольного и среднего образования в современной Германии», относятся благотворительные объединения, церковь, предприятия, общины. Остальные 30% находятся либо в ведении муниципалитетов, федеральных структур, либо государства в целом, которое оказывает детским садам «финансовую помощь» [5, с. 14].
Проведя весьма условную разграничительную линию, отметим: все детские сады страны можно разделить на два типа – функционально-ориентированные и ситуационно-ориентированные. Первый предполагает систематические занятия с детьми. Второй тип – свободное развитие. Последних в стране большинство. Причина заключается в том, что немецкие ученые придерживаются концепции, согласно которой интенсивные занятия действительно дают положительный результат, но он исключительно краткосрочный и абсолютно не влияет на отдаленные результаты.
Гораздо важнее, с точки зрения педагогов Германии, когда ребенок интенсивно проживает повседневную жизнь в смешанных по возрасту группах. Но каковы бы ни были модели, они сходны в главном – в развитии свободной, самостоятельной личности. В пользу ранней самостоятельности говорит тот факт, что воспитатели Германии не несут юридическую ответственность за жизнь детей. Они обязаны лишь обезопасить пребывания ребенка в учреждении. Даже трехлетние малыши чувствуют себя очень свободно, так как они не только вправе перемещаться на достаточно большом участке, но и переходить из группы в группу. Единственное требование: о своем уходе ребенок обязан сообщить воспитателю.
Длительность пребывания ребенка в детском саду не оговаривается ни одним нормативным документом. По данным исследователя А.Н. Вераксы, которые он обозначил в работе «Развитие дошкольного образования в Германии», только «12% дошкольных учреждений работает с утра и до 17 часов вечера» [4, с. 93]. Остальные до полудня. Относительно возраста, с которого начинается посещение детского сада, есть четкая определенность – с 3-х лет.
Содержание образования в детских садах реализуется в форме свободной игры и общения, например, ролевых либо настольных игр, конструирования. Обучение здесь не осуществляется: «основой деятельности ребенка является игра-эксперимент» [9, с. 578], чем дети занимаются приблизительно с 8-00 до 10-00. Затем они продолжают находиться в группе, где переключаются на ручной труд, рисование, рассматривание иллюстрированных книг и слушание текстов художественной литературы, либо выходят на улицу, где играют в подвижные игры. Такая деятельность длится до 11-00 часов.
После этого наступает время свободных игр в помещении. Завершается пребывание в детском саду в 12-20. В том случае, когда ребенок остается в дошкольном учреждении и дальше, весь цикл повторяется. В каком бы типе дошкольных учреждений ни находился малыш, все группы достаточно похожи из-за разновозрастного состава. Воспитание детей в разновозрастных группах, которые, по сути, представляют микромодель общества, направлено на создание отношений, построенных по типу взаимной поддержки и помощи, вместо неизбежной конкуренции, возникающей в гомогенных по возрасту группах.
Исходя из разновозрастного состава группы, воспитатели преимущественно используют методы индивидуальной работы или взаимодействие с малыми группами. Занятия со всей группой для системы дошкольного образования Германии не характерны. Кроме того, они практически нереальны из-за широты спектра возрастов детей.
Так как традиционная культура Германии основана на соблюдении праздников, то годовой цикл обуславливает содержание повседневной работы педагогов. Темой для обсуждения с детьми становятся их впечатления по конкретному поводу. Например, осень – время сбора урожая; День всех святых – разговор о праведниках, наиболее почитаемых у немецкого народа, и проч. События календарного цикла обсуждаются не только в процессе неподготовленной беседы, но и в ходе игр.
Они могут начинаться и завершаться спонтанно. При этом воспитатель не имеет право вмешиваться в ход игры. Также он не должен побуждать детей к осуществлению какой-либо деятельности – рисованию, рукоделию, заучиванию стихов и проч. без их собственной инициативы. Единственное, что имеет право воспитатель оценить и отметить, это собственное творчество ребенка. За исключением каких-либо частных случаев, педагог не должен помогать детям, поскольку не в состоянии понять их замысла, а значит, помешает воплощению идей.
Говоря о структурировании дня в детском саду, необходимо обратить внимание на то, что далеко не во всех дошкольных учреждениях предусмотрено питание детей. В книге В.А. Зебзеевой «Современные системы дошкольного образования за рубежом» указано: чтобы ребенок не оставался голодным, родители самостоятельно заботятся о том, чтобы в специальной сумочке или рюкзачке лежали «бутерброд, фрукты, печенье, соки» [7, с. 33]. Там, где это предусмотрено, «воспитатели готовят напитки, чай, молоко» [7, с. 33]. После приема пищи, педагоги либо самостоятельно приводят в порядок посуду, либо им оказывают помощь практиканты, «которых обязан принимать каждый детский сад» [7, с. 33].
В основе дошкольного образования Германии находится идея об интеграции детей, имеющих проблемы со здоровьем, в общую образовательную среду. Немецкие педагоги считают, что польза для детей, имеющих разного рода нарушения и вступающим во взаимодействие со здоровыми детьми, заключается в расширении возможностей коммуникации и развитии социальных связей.
Если общее количество детей в группе достигает 25, то детей с проблемами здоровья может быть 5 – 6. Среди них могут быть слепые, глухие, умственно-отсталые дети, дети с нарушениями моторики, неадекватным поведением и др. В группу, большинство в которой составляют здоровые дети, собраны дошкольники с разного рода нарушениями. Это дает им возможность более эффективно развивать свои способности и навыки.
В исследовании Т.Д. Шапошниковой, посвятившей свою статью характеристике школьного образования в Германии, сказано, что по достижению 6-летнего возраста с детьми проводится собеседование. На основе его результатов делается вывод о готовности к дальнейшему обучению. В качестве единственного критерия выступает уровень социальной зрелости: «способность совместно с другими детьми выполнять задания, понимать и соблюдать правила игры, концентрировать внимание, подчиняться дисциплине, доводить начатое дело до конца» [15, с. 59].
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Система образования в Германии. Дошкольное образование в Германии :: SYL.ru
Германия – страна, которая весьма популярна у тех граждан, которые хотели бы эмигрировать. Так как переехать в другое государство зачастую получается только в зрелом возрасте, люди к этому времени успевают обзавестись семьей и ребенком (а зачастую и не одним). Разумеется, их крайне интересует система образования в Германии, так как практически все хотят дать своим отпрыскам достойный старт в будущую жизнь.
Основные сведения
Вообще, немецкая образовательная система довольно-таки стандартная, так как в ней имеется всего три ступени: высшая, средняя и низшая. На всех уровнях имеются частные и государственные учреждения, хотя последних намного больше (хотя это правило и не касается детских садов).
Внимание! Основное правило, которое предполагает система образования в Германии, простое: «Каждый ребенок должен посещать школу». И если у вас нет справки от врача, то ваш отпрыск обязан будет идти в школу, пусть даже вместе с полицейским. А потому в случае любого недомогания, которое может привести к временной нетрудоспособности, нужно обязательно обращаться в медицинское учреждение и получать там соответствующий документ. Нарушение этого правила опять-таки чревато крупными штрафами.
За любое (!) правонарушение ребенка ответственность несет не он, а его родители. Если ваш отпрыск что-то натворил в школе, то конкретно ему за это ничего не будет.
Дошкольное времяпрепровождение
Если вы привыкли к нашим детским садам, в которых ребенка худо-бедно научат считать и даже писать некоторые буквы (не говоря уже о лепке и прочем рукоделии), то вас ждет большое разочарование. Во-первых, практически все дошкольные учреждения частные. Конечно, встречаются и государственные, но бывает это не так уж и часто.
Во-вторых, все они платные. Причем затраты на детский садик вполне бывают сопоставимы с суммами, которые впоследствии вы выложите за образование своего ребенка. Кроме того, в Германии чрезвычайно приветствуется пунктуальность: даже если вы опоздали всего на одну минуту, вам придется выплачивать штраф. Проще говоря, дошкольное образование в Германии – удовольствие не из дешевых.
График работы
Не забывайте, что здесь нет и детских садов, в которых ребенка можно будет оставить на весь день. Есть строго ограниченные «абонементы» по времени: с 9.00 до 12.00, с 12.00 до 16.00 и т. д. Вы наверняка догадались, что последует за опозданием, когда вы не можете забрать ребенка в указанное время… Штрафы, конечно же.
Наконец, вопрос с питанием. В немецких садиках нет полноценного горячего питания как такового (вспомним о времени посещения). А потому каждого своего отпрыска приходится «комплектовать» еще и контейнером с легким перекусом. Это важно, поэтому об этом лучше не забывать.Важные пояснения
Думаете, почему предыдущий подзаголовок назван «времяпрепровождением»? Увы, но дошкольное образование в Германии отсутствует именно в плане «образования». В детском саду детей ничему не будут учить. Вообще. Даже банальной лепке.
Немцы считают, что в детстве ребенок должен «наиграться всласть», так что дети в Германии не вынуждены с раннего детства зубрить два-три языка и ежедневно посещать музыкальную школу. Более того, если вы сами начнете обучать ребенка, и об этом станет известно ювенальной полиции, то вам будут грозить крупные неприятности.
Так что садик – вопрос достаточно спорный. Конечно, маленьких немцев водят на экскурсии, играют с ними (но далеко не всегда, все зависит от воспитателя), но за это приходится немало платить. Если уж у вас есть средства, тот лучше сразу же нанимать няню.
Сколько можно учиться?
Если говорить о законодательстве, то оно предписывает всем без исключения детям учиться до девяти классов. После этого уже сам ребенок может выбирать свой дальнейший путь в жизни. Вот общие требования, которые предъявляет система образования в Германии.
Время посещения занятий
Второй смены нет вообще: все посещают школу исключительно в дообеденное время. Начинаются занятия в восемь утра, а заканчиваются приблизительно в час дня. Только лишь в некоторых старших классах имеются также и дневные занятия. Впрочем, все далеко не так строго: нередко бывает так, что оба родителя попросту не в состоянии забирать ребенка из школы в час, так как они допоздна работают. На этот случай существуют специальные «группы продленного дня». Там детей кормят и даже помогают делать домашние задания.
Каникулы здесь довольно частые, но короткие. Периоды учебы варьируются от трех до пяти недель. Каникулы длятся от недели до двух месяцев летом.Важно! В Германии на законодательном уровне запрещено оставлять ребенка дома одного вплоть до его девятилетия. Так что на время каникул вам или придется нанимать все ту же няню, или же самим выходить в отпуск по очереди/становиться домохозяйкой (домохозяином). Наказания за нарушения этого закона очень строгие, лучше не рисковать. В этом система образования России и Германии сильно отличается.
Когда начинается учеба?
Как правило, день начала занятий определяется в каждой немецкой земле по отдельности, но чаще всего учеба начинается приблизительно на второй неделе сентября. Впрочем, каждый федеральный субъект самостоятельно составляет также и график каникул в школах. Учтите, что на время отдыха стоимость путевок на туристические курорты по всей Европе взлетает едва ли не в два раза.
В общем, туристические компании пользуются строгими школьными правилами (нельзя пропускать без уважительной причины) в своих интересах.
О разделении детей и школ…
Заметим, что в немецких школах дети-инвалиды в большинстве своем обучаются на общих основаниях, в тех же самых классах. Конечно, это относится только к тем из них, чье заболевание носит лишь только физический характер. Если же у ребенка имеются проблемы с психическим развитием, он будет обучаться в специальной школе, причем за ее посещение платит муниципалитет. Вообще, бесплатное образование в Германии распространено только на уровне школ: за вуз вам придется платить в большинстве случаев, да и за «подтягивание» предметов для поступления в гимназию нужно будет раскошеливаться.
Как мы уже и говорили, существуют частные и государственные школы. Частных намного меньше, причем все они платные. Что касается общественных школ, то за обязательное обучение в них платить не нужно. Это обязанность как государства в целом, так и того федерального субъекта, в котором эта школа находится.
Начало обучения, оценочная система
Проще говоря, система образования в Германии предполагает начало нормальной учебы с шести лет. Первый этап, во многом схожий с нашей начальной школой, называется Grundschule. По времени этот отрезок занимает что-то около четырех-шести лет. После этого родители детей должны принимать решение о том, куда же их отпрыски пойдут дальше.
Решение это чаще всего принимается на основании тех оценок, которые ученик получал в начальной школе. Особая статья – оценки, которые в этих краях ставятся по шестибалльной системе. Наилучшей оценкой является… единица, но получить ее весьма непросто. Проще говоря, она соответствует оценке 5+ в отечественной школе. Чаще всего в первых двух классах оценок нет, так как школьные психологи считают их вредными для развития самооценки детей. И только лишь с третьего класса начинается «взрослая» учеба, с получением оценок и сдачей контрольных работ.
В принципе, история образования Германии помнит о времени ГДР, когда с этим все было куда строже. Даже старшее поколение, которое в то время жило в ФРГ, признает, что «советские немцы» зачастую получали куда лучшее образование, из них выходили отменные технические специалисты. Так что вопрос о необходимости оценок до сих пор весьма остро стоит во многих федеральных землях.
Основная школа
Уже после четвертого класса ваш ребенок может начать посещать основную школу (Hauptschule). Там нужно учиться до девятого класса в обязательном порядке, после чего от обучения можно отказаться, получив только лишь самое низшее образование. Чаще всего те, кто идут в основную школу, после ее окончания идут получать рабочие специальности. К слову, профессиональное образование в Германии получают в Berufschule. Проще говоря, уровень преподавания здесь не слишком высок: обучаемым дают только лишь ту информацию, которая действительно может пригодиться им в повседневной жизни.
Разумеется, такими знаниями довольствуются далеко не все школьники. Если ваш ребенок из таких, то ему следует идти в Realschule. Если перевести этот термин буквально, то получится «настоящая школа». Учиться здесь начинают с шестого класса.
Здесь качество образования куда выше, преподают намного более сложные (но все равно практичные) предметы. К примеру, наряду с алгеброй и другими уроками там могут преподавать метод слепой десятипальцевой печати на компьютере. Это наш аналог среднего образования, учиться здесь нужно до десятого класса.
Гимназия и «колледж»
Если в четвертом классе в табеле ученика стоят исключительно «двойки» и «единицы» (что говорит о его очень высокой успеваемости), то он имеет право получать образование в гимназии. В принципе, гимназическая нагрузка в Германии вполне сопоставима с той, которую привыкли получать российские школьники. Тут на действительно нормальном уровне изучают физику и химию, несколько иностранных языков и т. д. Эта ступень длится вплоть до 12 или 13 класса.Последние два года называются колледжем. В этом время происходит дифференциация школьников по предпочитаемым им предметам. К примеру, если вам очень нравится физика, и вы делаете в ее изучении немалые успехи, вы на законных основаниях сможете уделять больше времени именно этому предмету, пусть даже в ущерб всем остальным. В принципе, в разных школах разные правила, но чаще всего от нелюбимых предметов можно отказаться вообще. Разумеется, от самых важных уроков (пусть даже и нелюбимых) отказаться не выйдет при всем желании.
Словом, качество образования в гимназии самое высокое.
Подготовка к вузу
К концу колледжа ученик должен написать курсовую работу по заданной теме, объем которой составляет приблизительно 30 листов. Это официальная подготовка к студенческим временам. Да-да. Те ученики, которые смогли окончить гимназию, получают так называемый «Абитур» — документ, который дает право на поступление в вуз. Как правило, его получают в возрасте 18-19 лет. Но нередко бывает так, что даже в 40-50 лет многие добропорядочные бюргеры по тем или иным причинам оказываются вынужденными получать высшее образование и поступают в гимназию (на вечернее отделение, как правило).
В принципе, нет ничего сверхъестественного в получении абитура и после других видов школ. Но это чаще относится к выходцам из бывшего СССР: немцы, которые учились только в Realschule, попросту не имеют того багажа знаний, который необходим для сдачи экзамена.В принципе, для многих немцев именно абитур и является основной целью всего школьного образования. Его получение является аналогом нашего «аттестата зрелости». Это событие ими отмечается куда пышнее, нежели даже Рождество. Как правило, весь класс «закатывается» на пару недель на какой-нибудь курорт, где молодежь с размахом отмечает свое вступление во взрослую жизнь.
Что же касается образования в вузе, то ничего особенного в нем нет. Дело в том, что система высшего образования в Германии подразумевает тот же самый бакалавриат и магистратуру, которые в последние пять лет используются и в наших учебных заведениях. Имеются некоторые отличия в оценочной системе, но в целом все схоже.
Пятиминутка критики
Сами немцы признают, в Германии школьное образование (что Realschule, что Hauptschule) – отсечение от самой возможности обучения в вузе большей части учеников. Суровая статистика гласит, что дети из малообеспеченных семей имеют в три раза меньше шансов поступить в вуз (на деле все куда хуже). Именно к этой категории относятся и дети эмигрантов, которым из-за плохого знания немецкого редко дают рекомендации на перевод в гимназию.
Вывод
Отсюда следует простое правило: если вы прибыли на ПМЖ в Германию с ребенком, то он должен учить немецкий хоть целый день. Без этого о нормальном образовании можно даже не мечтать.
Кстати, то же самое относится и к молодым людям, которые хотят учиться в немецком вузе: даже если вы идеально знаете «международный» английский, здесь это никого не волнует. Все лекции по более-менее важным предметам идут именно на немецком, поблажек иностранцам никто делать не будет. В принципе (хоть это и не по теме статьи), все то же самое относится и к Франции.Словом, все внимание следует направлять только на гимназию! Только она дает реальный шанс на бесплатное поступление в вуз. Вот чем характеризуется система школьного образования в Германии.
www.syl.ru
Дошкольное образование в Германии — реферат
Дошкольное образование в Германии
План
- Введение
- Немецкая модель дошкольного воспитания
- «Делаю только то, что хочу!»
- Праздники для детей.
- Дошкольная подготовка.
- Экскурсии.
«Семья — ячейка
общества». Это высказывание популярно
и верно не только в России. Так
же, как и в России, помощь в
воспитании детей является в Германии
одной из основных общественных
и государственных задач.
Существует в Германии и еще
одно выражение: «Дети – это памятник
их родителям». Моральную стоимость
этого «памятника» оценить
Материальные издержки – одна из причин низкой рождаемости в Германии (в прошлом году она составила 8,7 новорожденных на тысячу жителей). Для многих современных молодых немецких семей наличие наследников — непозволительная роскошь, препятствующая карьере, отнимающая массу свободного времени и денег. И, пожалуй, так же, как и в России: чем ниже социальный и, соответственно, материальный уровень семьи, тем больше в ней детей.
Немецкая модель дошкольного воспитания.
Жизнь в Германии начинается очень рано. Многие взрослые спешат на работу в пять — шесть часов утра! Маленьких детей обычно укладывают спать в 20.00, а то и раньше. С самого первого дня жизни ребенка, родители много внимания уделяют обустройству его быта. В каждой немецкой квартире есть детская комната, которую ребенок украшает вместе с мамой и папой. Там его территория и позволено все! Что касается остальной квартиры – строгость и порядок. Малыш не должен трогать папины вещи или валяться в постели родителей. Чужое брать нельзя, играть только в те предметы, которые находятся в детской. Может поэтому немцев так удивляет наша универсальность мышления? Мы с детства исследуем мир детских и взрослых вещей. Приспосабливая одно к другому, находим неожиданные решения любых проблем. Телевизор тоже — строго по расписанию. Днем — обязательная прогулка. Ребенок должен быть на свежем воздухе, даже, если он сопливит и температурит. И не беда, если мама в его присутствии выкурит сигаретку-другую. Это ее приватная жизнь! Вон там песочница, качели, карусели – займись своей!
С малых лет маленьких немцев
приучают к пунктуальности и
обязательности. В Германии
социальная помощь, помощь по
безработице и пособия на
К бабушке? Никогда! Только в детский сад.
Все мы с теплотой и нежностью
вспоминаем наших бабушек.
Совсем другая картина в
Итак, варианты с бабушкой
или дедушкой не проходят. В
Германии это просто не
Kindergartengruppen — группы детского сада, работающие с 8.00 до 12.00 для детей от 3 лет до поступления в школу;
Tagesstätten — группы дневного детского сада, работающие с 8.00 до 16.00, смешанные группы для детей от 4 месяцев до поступления в школу; Hortgruppen(наши группы продленного дня) — группы детского очага, для детей от 3 до 14 лет. Существуют и частные детские сады, которые создаются по инициативе родительских общественных организаций. Есть детские сады при религиозных общинах, работают лесные детские сады – для детей со слабым здоровьем.
Дети-инвалиды, как правило, ходят
в специализированные детские
сады, но раз в неделю они
общаются, играют со своими здоровыми
сверстниками. Дети должны с ранних
пор уметь понимать, принимать
и заботиться о своих маленьких
больных согражданах.
«Делаю только то, что хочу!»
В сегодняшней
Германии все детские
Игры для детей организуют воспитатели и их добровольные помощницы – старшеклассницы, которые мечтают в будущем связать свою жизнь с воспитанием детей. Играм уделяется очень большое внимание. В них моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решение. В каждом детском саду обязательно есть большая комната, где много строительных кубиков, конструкторы «Лего», машины — дети строят замки, железную дорогу и пр. Еще одна отдельная комната — кукольный дом, где много кукол и всевозможных игрушек для игр в куклы. Там же стоит большой стол для рисования. Если ребенку надоели общие игры и развлечения, он может спокойно заняться своим делом. Или просто выбрать игрушку и посидеть тихонечко в своем уголке. Игрушек в детских садах очень много, сломанные просто выбрасываются. А родители повзрослевших воспитанников часто приносят в детский сад надоевшие домашние игрушки.
В каждом детском саду есть несколько помещений: кухня-столовая, где дети едят свои, принесённые из дома завтраки. А если съел всё своё, а есть ещё хочется, то всегда найдутся фрукты, «мюсли» и молоко. За горячее питание, которое организуют для детей, остающихся на полный день, доплачивают родители отдельно. Если семья сама не в состоянии вносить плату за детский сад, например – семья безработных, оплату берет на себя орган социальной защиты семьи.
Есть в садике и комната для отдыха. В этой комнате почти нет мебели, просто на полу лежит много матрасов и подушек, здесь дети по желанию отдыхают или играют в спокойные игры. Здесь целый день звучит музыка. В этой комнате читают книги, отдыхая от шумных развлечений и прогулок. Имеется специальная комната-спортзал для активных игр, там стоят детские тренажеры, снаряды, мячи. Конечно, при каждом детском саду есть большой и обустроенный двор. На прогулке детям выдают велосипеды, машины для катания, в каждом дворе устроены песочницы, летом – маленькие бассейны. Дети постарше имеют право сами выходить во двор, малыши – только под присмотром воспитателей. У детей там — абсолютная свобода. Если погода плохая, дети катаются на велосипедах и машинках прямо в коридорах детского сада. На груди каждого – бейджик с именем. Дети учатся быть вежливыми «на дорогах», уступать друг другу. Нарушителей строго наказывают маленькие регулировщики движения.
Воспитатель не столько
Кстати о пропусках в
Девочки в немецком садике, чисто внешне, от мальчиков мало, чем отличаются. Все те же брюки, футболки, кроссовки. Удобно и практично – главное. Но это не значит, что у детей нет возможности принарядиться — в феврале во всей Германии проходит карнавал — это что-то вроде нашей Масленицы. Воспитатели вместе с детьми готовят костюмы, детям читают сказки, и они сами инсценируют маленькие спектакли. Причем никто не заставляет детей учить роли и действовать по сценарию – главное получить роль и «остаться в теме», импровизация и живое участие – главное.
Праздники для детей.
Очень популярны на
И еще немного о праздниках
для детей: главная забава во
всех детских парках –
В детских садах очень
Визитная карточка любой
freepapers.ru
основы реализации. Германия — доклад
Европейские системы дошкольного образования: основы реализации. Германия
Исторический обзор
дошкольного образования в Германии
У дошкольного образования в Германии существует длинная традиция. Первые учреждения для маленьких детей, где за ними ухаживали, появились в начале 19 века. Главной функцией таких институтов было присматривать в течение всего дня за детьми промышленных рабочих, пока те находились на работе. Их мало интересовало внедрение образования в программу по уходу за ними. Для детей буржуазии детские сады были организованы так, чтобы подготовить детей к школе.
Институты, образованные Фробелем в 1840г., для которых он ввел термин Kindergarten (детский сад), очень сильно отличались от институтов по уходу за детьми, существовавших ранее. Фробель был сторонником идеи, что необходимо ориентироваться изначально на педагогические аспекты воспитания при уходе за детьми.
Kindergärten предназначались для дополнения того воспитания, которое получали дети в семьях, и для способствования умственному, эмоциональному, творческому и общественному развитию детей, будучи учреждениями по уходу за детьми, служившими местом пребывания и игр для ребенка.
Развитие Kindergärten
После окончания Второй мировой войны в ФРГ (Федеративная республика Германии) и ГДР (Германская демократическая республика) стали развиваться различные дошкольные образовательные системы.
Сделав дошкольное образование частью сектора по охране детей и молодежи, ФРГ переняла традицию Веймарской республики, где государственные органы должны образовывать свои собственные учреждения, только если негосударственные органы не предлагают своих соответствующих институтов.
В 1960-ых в ФРГ началось развитие детских садов. Места в Kindergarten могли быть обеспечены только для трети детей в возрасте от 3 до 6 лет; в 1998 г. эта цифра увеличилась до 90%.
В ГДР развитие детских садов в 1949 г. началось как развитие подготовительных учреждений; эти учреждения были введены в систему образования в 1965 г. При введении закона о праве всех детей на место в детском саду, в ГДР было предоставлено место каждому ребенку в возрасте от 3 до 6 лет. Уровень обеспечения увеличился с 20.5% в 1950 г. до 94% в 1988 г. Таким образом, всем желающим родителям было обеспечено место на целый день в Kindergarten. Все они должны были платить за уход за своими детьми, это составляло оплату обеда в середине дня. Все остальные расходы финансировались из государственного бюджета. Функции работников детских садов были определены в законе единой социалистической образовательной системы и планах центра, касающихся образования и социализации.
Общая справка о дошкольном образовании в Германии
Вообще система образования Германии включает в себя несколько ступеней. Дошкольные учреждение принадлежат к первой ступени (элементарное образование). В основном это детские сады, подготовительные классы и вводные группы, посещение которых является добровольным по желанию родителей в течение трех лет.
Управляющий орган работает с образовательным персоналом для разработки основных педагогических принципов соответствующего института на основе элементарных образовательных целей детских садов и его собственных идеологических, религиозных и образовательных направлений. Воспитатель отвечает за организацию образовательной работы в соответствии с основными принципами. Функции детского сада включают в себя заботу и обучение детей, развитию ребенка как ответственного и независимого члена общества, развитие физических, умственных, эмоциональных и социальных способностей ребенка, развитие чувства ответственности, привычки ребенка к быту, ежедневному расписанию и к основам гигиены, улучшить переход детей из детского сада в школу в соответствии с их уровнем развития. Дошкольное образование организовано так, чтобы поддержать и дополнить воспитание ребенка в семье, компенсировать все дефекты развития и предоставить оптимальные возможности для его развития и образования. Ребенка поддерживают в развитии его способностей с помощью игры и другой подходящей деятельности. Работа в Kindergarten обычно основана на ситуационном подходе: она зависит от интересов, нужд и ситуации отдельного ребенка. Достижения ребенка в детском саду не оцениваются. Персонал, таким образом, присматривает за ребенком, контролирует развитие и регулярно консультируется с родителями.
Для детей 6 лет, достигших того возраста, когда они должны начинать обязательно обучение в школе, но недостаточно для этого развитых, были образованы так называемые Vorklassen (дошкольные классы). В большинстве земель школьные власти имеют право требовать, чтобы дети посещали эти учреждения. Они имеют связь с начальным образованием и преследуют цель создать и оптимизировать условия для здорового развития способности ребенка понимать, чувствовать и проявлять силу воли, способности детей понимать других и выражать себя через упражнения и материалы, подобранные так, чтобы возбудить и развить внимание детей. Цель – подготовить ребенка к школе, стимулируя их естественное стремление играть и быть вовлеченными в работу, но без уделения внимания предметам, как на первом году обучения в Grundschule. Так же важным является оценка уровня языковой грамотности до поступления в школу, и, если необходимо, последующие курсы по развитию речи. Эти и другие меры были созданы, чтобы поддержать детей иммигрантов, детей с дефектами речи и компенсировать социальную неустроенность.
Определенное внимание уделяется
поддержке детей-инвалидов. Два типа
учреждений могут выполнять эту
функцию: Sonderkindergärten (еще известные как
Förderkindergärten), которые оказывают помощь
и поддержку только детям-инвалидам или
интегрированные Kindergärten,
Сравнение системы дошкольного образования в Германии и России
Система дошкольных учреждений в Германии по российским меркам не очень удобна. Это связано со временем работы детских садов. К примеру, садики чаще всего работают с 7 до 12 часов дня. Но вас могут попросить забирать ребенка на обеденный перерыв, а потом привести его обратно. А если сад работает до четырех часов вечера, раньше забрать ребенка вы никак не сможете. В отличие от российских детских садов, в Германии не проводятся дошкольные занятия с детьми. Садики не контролируются Министерством образования, поэтому для них не разработана соответствующая программа. Образованием детей занимаются непосредственно родственники или отдают малышей в развивающие кружки.
Салимова К.И. Педагогика народов мира: история и современность. – М., 2000
Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. – М., 1998
myunivercity.ru
Дошкольное образование Германии — реферат
Это могут быть также проекты по интересам (например, «Лес», «Животные», «Подготовка еды», «Танцы» и пр.). Дети сами предлагают или выбирают форму и степень своего участия в проекте. Выбрав ту или иную задачу, ребёнок в течение определённого времени (2-3 недели) принимает участие в работе соответствующей группы, и таким образом отвечает за свой выбор и за качество сделанной работы. На общих встречах осуществляется распределение обязанностей и обсуждается ход реализации проекта.
После общей встречи наступает время занятий (с 10.30 до 11 час.) Это единственное время, когда дети объединяются по возрастному принципу – примерно по 6-10 человек в каждой возрастной группе. Содержание занятий естественно, зависит от возраста детей.
Образовательной программы в привычном для нас смысле в открытых садах нет. Содержание и форму проведения занятий каждый педагог разрабатывает сам, исходя из своих задач, представлений и возможностей. Существуют лишь обязательные для всех методические рекомендации, в которых даются общие базовые установки на воспитание и обучение детей дошкольного возраста: учет возрастных особенностей дошкольников, необходимость умственного, физического и социально-личностного воспитания, ориентация на индивидуальные характеристики детей и пр. Для реализации этих установок в каждой области Германии и в каждом детском саду используются свои конкретные формы и свои приоритеты. Так, для Баварии приоритетными направлениями образования дошкольников являются:
— развитие речи
(с акцентом на развитие
— развитие движения,
— социальное развитие.
Акцент на развитие речи с одной стороны связан со значительными проблемами многих детей в этой области, а с другой – с большим количеством иностранцев, плохо говорящих на родном языке. Характерно, что занятия по развитию речи с иностранными детьми и с носителями языка проводятся отдельно (также отдельно проходит и диагностика в этой области). В рамках развития речи осуществляется специальная работа по развитию фонематического слуха детей.
Кроме речи и движений, дети занимаются основами естественных наук и математики. Каждый день проводится занятие по одному предмету в течение получаса. Занятие проходит в игровой форме – детям предлагаются интересные совместные и дидактические игры, которые воспитатель подбирает самостоятельно. Оригинальная математическая программа «Страна цифр» одобрена Департаментом образования и имеет широкое распространение в садах Германии.
После 11 часов – общая прогулка на участке или в ближайшем лесу или парке.
С 12 до 13 – обед для всех. Послеобеденный дневной сон не является обязательным. Специальных спален и кроватей для детей старше 3-х лет нет. Для особо уставших детей воспитатели готовят маты и пледы в спортивном зале. Дети могут смотреть книжки, играть в тихие игры, собирать паззлы или рисовать.
С 13 до 16.45 – свободные занятия по выбору. Каждый ребёнок выбирает себе помещение и занятие – игру, конструирование, рисование, лепку и пр. Между 15 и 16 часами полдник, который дети приносят с собой (родители готовят его дома сами).
С 16 до 16.45 – может быть вторая прогулка или игра. В это время родители забирают детей по домам.
В 16.45 детский сад заканчивает работу.
Организация предметной среды
Очевидно, что предметная
среда того или иного помещения
определяется его назначением. В
открытом детском саду чаще всего
можно увидеть следующие
— творчеством,
— естественнонаучной
и исследовательской деятельно
— конструированием и режиссерской игрой
— для игровой деятельности
— физической активности
— помещение для общих встреч и занятий,
— уголки чтения
— уголки уединения
— уголки для
Креативная комната оборудована разнообразными материалами и мебелью для изобразительной деятельности: живописи, лепки, аппликации, ремесла и пр., а также защитной одеждой, раковиной и предметами уборки.
В игровой комнате сконцентрированы игрушки и материалы для самых разных видов игры. Есть уголок для игры с куклами, зоны для наиболее распространенных сюжетных игр (в магазин, больницу, почту), коврик для игры в машинки, специальное место отведено для настольных игр с правилами. Например, для сюжетно-ролевой игры в почту, в игровой появляются костюмы, различные атрибуты профессии, предметы-заместители, тематические игрушки.
В комнате для конструирования
размещены различные
Показательно, что игрушек в открытом доступе во всех комнатах немного. Большинство из них хранится в закрытых от детей помещениях. Но раз или два в неделю игрушки обновляются. Педагоги справедливо считают, что обилие игрушек рассеивает внимание детей и девальвирует ценность отдельных материалов. Появление новых игрушек, напротив, привлекает к ним внимание и делает более ценными. При выборе новых игрушек воспитатель ориентируется на собственные педагогические представления и на интересы детей.
Уголки для
Интересно оборудование физкультурного зала. Это огромное практически пустое пространство. Стены оборудованы традиционными шведскими стенками и скалодромами. В центре может быть расположена конструкция для различных видов лазания и батутом. Дети могут приходить сюда для подвижных игр, для упражнений во всякого рода движениях, и в плохую погоду просто вместо прогулки. В зависимости от желания детей в зал выносится многочисленное, оригинальное оборудование для физической активности (каталки, ходилки, балансиры, обручи, брёвна для удержания равновесия, лесенки-качалки и пр.) В играх и занятиях детей широко используются различные ткани: разноцветные платочки, огромные полотна наподобие парашюта, платки, шарфы и пр. Дети вместе с педагогами придумывают с этими материалами захватывающие игры.
Помещение для общих встреч достаточно просторное, оборудовано круглыми столами для возможности обсуждения и совместной деятельности, оформлено работами детей в т.ч. совместными работами групп, информационными стендами и календарем событий детского сада, в т.ч. круглогодичным календарем детских дней рождения.
Все помещения отличаются друг от друга, стоит особо отметить высокий эстетический уровень оформления комнат, удачное сочетание работы дизайнера и детских работ в декорировании пространства и украшении стен.
Обновление оборудования детского сада осуществляется без какой-либо системы. По мере физического или морального износа материала, или в связи с новыми потребностями детей, или с появлением новых материалов на рынке, воспитатели обращаются к заведующему, и коллектив решает, что нужно детям в первую очередь.
6. Взаимодействие детского сада с семьей
Родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду, принимают в ней самое активное участие: от эпизодической помощи до регулярных дежурств. Компетентные в той или иной области знаний, деятельности взрослые члены семьи включаются в работу с детьми (организуют совместный хор детей и взрослых, обучают желающих рукоделию, устраивают походы и экскурсии). Родители оказывают друг другу помощь: проводят анонимную распродажу детских вещей (дети так быстро растут), создают библиотеки, игротеки. Актив родителей (родительский комитет) проводит субботники (благоустройство помещений и прилегающих к зданию территорий, ремонт оборудования). Перед Рождеством, Пасхой в детском саду устраивают веселые ярмарки с распродажей сладостей, самодельных игрушек, сувениров, с лотереями, гаданиями, представлениями. На деньги, вырученные от распродажи, ведут детей в кино, театр.
Практикуются беседы, консультации, на которые приглашаются родители, нуждающиеся в помощи специалистов (педагога, врача, психолога). На родительских собраниях, кроме обсуждения традиционных вопросов, предлагается просмотр видеофильмов о пребывании детей в детском саду, иногда включают лекции по разной тематике. Один-два раза в год дети, родители, персонал детского сада собираются на общий вечерний праздник. К нему общими силами готовят концерт или спектакль, угощение, маленькие сюрпризы. Родители издают газеты, журналы, оформляют фотоальбомы, стенды, снимают видеофильмы.
Для общения с детьми и их родителями оборудуется «коммуникационный центр» (уютная комната и т.д.), где можно рассказать о своих переживаниях, поделиться впечатлениями о событиях дня, взрослые беседуют за чашкой кофе.
7. Обеспечение
дошкольных учреждений квалифицированными кадрами,
их подготовка
Всего в детском саду работает 7-10 педагогов и 1-2 стажера. В каждом помещении с детьми находятся 2 педагога, которые наблюдают за детьми, в случае необходимости предлагают интересные занятия и направляют деятельность детей, разрешают спорные ситуации. Несмотря на отсутствие традиционных групп, педагоги опекают определённых детей и несут ответственность за них. За каждым педагогом «закреплено» 20-25 детей разного возраста. Воспитатели наблюдают за своими детьми, отслеживают их маршрут в пределах детского учреждения и в случае необходимости корректируют его. Так, если ребёнок постоянно выбирает себе одно и то же занятие, игнорируя остальные, педагог тактично переключает его внимание на другое занятие (и соответственно помещение), но окончательный выбор остаётся за ребёнком.
Отличительной особенностью работы педагога открытого детского сада в Германии является отсутствие внешних контролирующих инстанций. Детские учреждения не отчитываются перед государственными органами о своей работе. Это очень важный момент в организации труда воспитателя, поскольку отсутствие контроля с одной стороны повышает ответственность и самостоятельность воспитателя, а с другой – ориентирует воспитательную работу на детей, а не на проверяющие комиссии (как это нередко бывает в нашей стране).
Немецкие воспитатели не обязаны вести обильную документацию, она ведётся для внутренних нужд образовательного процесса. Документация сводится к заполнению карт индивидуального развития, которая заполняется на каждого ребёнка 2 раза в год — в начале и в конце года. В течение года возможны дополнительные заметки о важных переменах в развитии ребенка.
Показатели развития включают достаточно подробный анализ поведения ребёнка в группе, который является результатом индивидуального, а также совместного педагогического наблюдения. По 5-бальной шкале оценивается уровень развития игры, социальных навыков, активность участия в жизни сада, предпочтение разных видов активности и пр. Для оценки наиболее важных аспектов образования используются тесты. К таким аспектам относятся:
1) развитие речи, причём
для немецких и иноязычных
детей используются разные
2) развитие фонематического
слуха и сформированность фонем
3) моторное развитие (координация, соразмерность, баланс, ловкость движений и пр.).
Важно отметить, что оценку развития и тестирование детей проводит сам педагог. В открытом детском саду отсутствуют многие привычные для нас должности. Здесь нет методиста, старшего воспитателя, музыкального руководителя, психолога, логопеда, врача и пр. Все эти функции выполняет воспитатель. В случае необходимости педагог обращается в специальные психологические центры, приглашает логопеда или вызывает врача. Музыкой и изобразительной деятельностью занимаются с детьми также воспитатели, наиболее склонные к этой деятельности и успешные в ней.
Столь широкий круг обязанностей
при отсутствии программы воспитания
предъявляет серьёзные
Подготовка воспитателей в Германии происходит принципиально иначе, чем в нашей стране. Воспитатели учатся не в университетах, а в средних профессиональных учебных заведениях. Подготовка происходит в течение 5 лет и включает 3 этапа.
На первом этапе в течение 2-х лет проходит практическая стажировка, когда будущие специалисты под руководством опытного педагога включаются в жизнь дошкольного учреждения и выполняют различные виды работы. Этот этап позволяет человеку самоопределиться, понять правильность выбора профессии, приобрести предварительный практический опыт работы с детьми.
Второй этап – 2 года теоретического обучения, в процессе которого студенты получают знания по детской психологии, дошкольной педагогике, возрастной физиологии и пр.
Третий этап – годичная заключительная практика, когда молодой специалист работает совместно с квалифицированным коллегой и овладевает техническими навыками профессии.
Такая система подготовки
ориентирует специалиста на практическую
педагогическую работу с детьми, не
перегружая теоретическими знаниями
и дополнительными
Особо следует отметить
организацию системы переподгот
yaneuch.ru